Дешевый хостинг
июня 14, 2009

Владимир Беляев: «Какой прок от человека, если он делает то, что ему не нравится?»

10 коммент.

ЮристДобрый день, дорогие друзья. Сегодня в гостях на моем блоге юрист Владимир Беляев. Но это не совсем обычный юрист. Это юрист-непофигист. И пусть вас не удивляет, что я его так назвал. Скоро вы в этом сами убедитесь...

Привет, Владимир. В жизни любого человека, наверное, редко встречаются люди НЕПОФИГИСТЫ. Для своего юридического блога ты даже и домен идентичный выбрал. Почему ты относишь себя именно к такой категории людей (непофигистам)? Расскажи нам немного о себе, пожалуйста.


Добрый вечер, Алексей. Я отношу себя к категории непофигистов просто на основании того, что я неравнодушен к некоторым человеческим проблемам. В общем и целом я занимаюсь чертовски интересным делом – я помогаю людям отстоять свою правоту при решении каких-либо вопросов, прямо или косвенно связанных с защитой нарушенных прав.

Какое высшее учебное заведение ты закончил? Как давно ты практикуешь в юридической сфере? На чем именно специализируешься и каких результатов уже достиг?

Чуть больше года назад я закончил юрфак ВУЗа. Мне, в общем, повезло – учеба научила меня многому.

Юриспруденцией “as is” я занимаюсь несколько лет. Четкой специализации у меня, пожалуй, нет – термины “гражданское право” и “административный процесс” столь же расплывчаты, сколь и объемны. Скажем так: я предпочитаю те отрасли права, которые “ближе всего к людям”.

Как правило я решаю вопросы в области защиты прав потребителей и семейного права, помогаю кредиторам взыскать задолженность, стараюсь помочь тем, кого пытаются привлечь к административной ответственности. Как видишь, я не ограничиваю себя определенной категорией дел, и мне это нравится.

Вопрос о результатах, пожалуй, остается открытым: я не считаю, что вправе оценивать свои достижения, да и по какому критерию это делать? Что важнее – спасти человека от лишения прав на 4 месяца или помочь человеку, которого пытаются “развести” на оплату гарантийных услуг? Да и рановато подводить итоги, вот будут дети – посмотрим, что они скажут.

Все мы неизбежно сталкиваемся с повседневным применением закона в своей жизни. Постоянно вступаем в какие-то правоотношения – начиная от покупки билета в общественном транспорте до покупки бытовой техники в торговых сетях. Скажи, как ты оцениваешь уровень правовой грамотности (безграмотности) у населения России? На чем основаны твои выводы?

С одной стороны, почти на каждом шагу встречаются мелкие и не очень нарушения законных прав граждан, и количество этих нарушений вроде бы не уменьшается. С другой стороны, следует учесть, что государство вручило гражданам сильнейшее из всех оружий – закон, и люди постепенно начали его применять на практике.

Практика показывает, что все больше людей начинают интересоваться правовой наукой, и, как мне кажется, скоро начнутся качественные перемены в нашем обществе. У меня есть все основания предполагать, что уровень правовой грамотности в нашей стране намного выше, чем может показаться на первый взгляд.

Автолюбители, например, нередко знают ПДД и кодекс об административных правонарушениях гораздо лучше, чем некоторые мои коллеги. Рядовые потребители все чаще интересуются своими правами. Еще десять лет назад средний человек не стал бы задавать себе вопрос о том, обязательно ли сдавать в камеру хранения свою сумку.

В бытовых мелочах находит свое отражение то, что юристы называют правосознанием. Весьма вероятно, что я смотрю в будущее с излишним оптимизмом – но почему-то я уверен, что все будет хорошо.

Впервые я с тобой познакомился опосредовано через твою запись в одном из сообществ ЖЖ о «разборке» с местным провайдером. Мне очень понравился твой понятный и доступный стиль изложения достаточно сложного для непосвященного в юридические тонкости человека материала. Это у тебя от природы или сказывается опыт анализа и составления юридических документов?

Спасибо за добрые слова. Честно говоря, я привык считать свой стиль довольно заурядным: есть тысячи людей, которых читать намного интереснее, чем меня.

Существенное влияние на меня оказала, несомненно, работа в органах государственной власти и составление аналитических материалов по вопросам применения права, однако по большей части секрет прост: мне просто интересно то, чем я занимаюсь.

Не секрет, что многие наши беды происходят от правовой неграмотности наших граждан. Многие люди просто в ступор впадают, когда, к примеру, патрулирующий милиционер спрашивает у них московскую регистрацию, либо когда они хотят отремонтировать бытовую технику по бесплатному гарантийному обязательству торговой сети, а нечистоплотные работники авторизованного Сервис-Центра начинают технично «раскручивать» гражданина на деньги… Как бороться с правовой безграмотностью населения? Можешь дать пошаговую инструкцию, облегчающую эту задачу для людей? С чего им начать?

Бороться с правовой безграмотностью населения, ежели таковая действительно имеется, можно только комплексно. На уровне государства: сделать юридическую помощь доступной, организовать дополнительное профессиональное обучение, ввести дополнительные предметы в школах, усилить полномочия государственных органов, призванных защищать нарушенные права.

На уровне граждан – проявление инициативы: никто не мешает заниматься самообразованием. Собственно, мой проект как раз и направлен на тех людей, которым нужна защита их прав.

Говоря о самообразовании – ничего фундаментально страшного я в виду не имею. Если есть желание – прежде всего стоит ознакомиться с теми нормами права, применение которых более чем вероятно в повседневной жизни.

Всем без исключения гражданам я бы посоветовал ознакомиться с федеральным законом “О защите прав потребителей”, жилищным кодексом РФ и, если хватит терпения – первые три главы гражданского кодекса.

Автолюбителям настоятельно посоветовал бы ознакомиться с КоАП РФ. Читать учебники, пожалуй, советовать не буду – гораздо проще узнавать ответы на возникшие вопросы в интернете.

На Западе почти каждая семья имеет своего юриста, который помогает им «разруливать» проблемы, возникающие в сфере различных правоотношений. Как считаешь, будет ли такое когда-нибудь в России или у нас как в той пословице – «Закон – тайга, медведь – прокурор»?

Учитывая уровень благосостояния населения, думаю, что семейных юристов в нашей стране мы увидим еще не скоро. Нельзя игнорировать тот факт, что на Западе правовая культура сформировалась гораздо раньше, чем в России.

Гражданское общество только-только начало формироваться, и я надеюсь, что этот процесс уже не остановить. Возможно, что через десяток лет упомянутая тобой пословица забудется, как страшный сон. Все зависит только от нас.

Как известно – «Законы святы, да исполнители лихие супостаты». Станет ли когда-нибудь Россия правовым государством не только на бумаге, а по своей сути? Когда действительно будут ВСЕ РАВНЫ ПЕРЕД ЗАКОНОМ И СУДОМ, а не только обычные «смертные»? Что для этого не хватает нашей стране?

Я бы не стал относиться к закону как к святыне, даже в рамках ироничной пословицы. Закон должен быть динамичен, и развиваться он должен наравне с обществом. Опять же, каждое общество имеет тех правителей, которых заслуживает.

Равенство перед законом – недостижимый идеал: нет ни одной страны в мире, в которой не было бы определенной категории людей, имеющих некоторые преимущества перед ним. Полагаю, что равенство перед законом обеспечивается в первую очередь самими людьми. Как я уже говорил, все зависит только от нас.

Государство дало в руки человеку мощнейшее из всех оружий – право. Как им пользоваться – решать нам.

Расскажи о наиболее распространенных мошенничествах со стороны торговых организаций и как с этим можно бороться обычным гражданам.

То, о чем ты говоришь, мошенничеством в строгом смысле этого слова не является. Все-таки это несколько иная категория. Речь, в общем, идет о небольших хитростях, уловках, которые на первый взгляд незаметны.

Кинотеатры, например, провоцируют посетителей на покупку напитков и закусок по завышенным ценам. Предприятия розничной торговли очень любят использовать “ошибочные” ценники на товарах, заставляя заплатить за товар больше, чем он стоит.

Магазины бытовой техники не выполняют гарантийные обязательства. Многие фирмы любят не соблюдать условия рекламной акции. Примеров – множество, и единственный путь бороться с этим – знать свои права и уметь их защищать.

В моей практике был любопытный случай: один из моих клиентов, Т., решил порадовать себя на день рождения, купив себе новый мобильный телефон. Посетив несколько магазинов в близлежащем торговом центре, он нашел удивительное предложение: телефон стоил почти на 30 процентов дешевле.

Его удивлению не было предела, однако он, будучи пессимистом, радоваться не стал и для начала уточнил у менеджера, может ли он продать данный товар по указанной цене. Менеджер привычно ухмыльнулся и сказал, что ценник ошибочный и его вот-вот сменят.

Собственно, на этой стадии Т. позвонил мне, и я дал ему достаточно исчерпывающее объяснение неправоты работников магазина. Переговорив с менеджером, Т. добился того, чтобы телефон был продан именно по той цене, которая была указана на ценнике.

Самое интересное в этой истории то, что через несколько дней я случайно оказался в том же магазине. Ценник на телефон менеджер так и не сменил. В чем причина подобной халатности со стороны магазина – до сих пор для меня загадка, однако Т. до сих пор с удовольствием припоминает мне тот случай.

Владимир, вот ты, прежде всего, неравнодушный человек. Как считаешь, много еще таких людей как ты в нашей стране? Что надо сделать для того, чтобы стать непофигистом, не быть черствым и бездушным к проблемам окружающих людей?

Бездушность, черствость к проблемам окружающих людей – это действительно серьезная проблема. Бороться с ней нужно, но рецепта я, пожалуй, не дам.

Не стоит забывать о том, что человек в первую очередь формируется обществом, и в основном на обществе лежит вся полнота ответственности за те качества, которые приобрел человек.

Полагаю, что непофигистов у нас очень и очень много, а я – просто еще один из их числа. Возможно, это прозвучит несколько эгоистично, но чтобы что-то делать, нужно этим интересоваться.

Какой прок от человека, если он делает то, что ему не нравится?

Я думаю, что мы станем подходить к решению проблемы черствости и бездушия в том случае, если каждый человек осознает свое предназначение и будет ему следовать.

Есть у тебя какое-нибудь хобби, увлечение, пристрастие? Может ты коллекционируешь спичечные коробки или что-то другое? Интересно узнать об увлечениях людей-непофигистов)

Мое главное хобби – профессия. Когда нравится то, чем занимаешься, как правило тратишь на это занятие не только рабочее время, но и личное. Иногда в свое удовольствие фотографирую – получается неплохо, тем более что на шедевры я и не претендую.

Профессионалы ругают не слишком сильно, ну а иметь в домашнем фотоальбоме хорошие кадры, сделанные собственноручно – совсем неплохо. Спичечные коробки, к сожалению, не коллекционирую, но от прошлого увлечения осталась неплохая коллекция монет. Уж который год хочу ее разобрать – надо будет заняться этим летом.

И напоследок, воодушеви нас, что не так все плохо в России с исполнением законов или все-таки нет просвета в этой области? Твои прогнозы на будущее?

С исполнением законов в России все не так уж и плохо. Гораздо хуже обстоит дело с желанием бороться, отстаивая свои права.

Человеку проще развернуться и уйти, чем написать претензию, хотя в последнем ничего сложного совсем нет. У меня есть все основания для того, чтобы оптимистично смотреть в будущее – с каждым годом ситуация улучшается.

Понимаешь, есть ложь, наглая ложь и статистика, и приводить какие-либо цифры, которых наверняка ждут от меня уважаемые читатели, я не буду. Современные средства массовой информации являются достаточно сильным инструментом, и общественное мнение скорректировать не так уж и сложно.

Мое мнение зиждется исключительно на том, что я вижу ситуацию изнутри. Я вижу, что все большему количеству людей интересны практические аспекты применения законодательства. В последнее время в любом газетном киоске можно найти некоторые федеральные законы за чисто символическую сумму – а если спрос рождает предложение, значит, кто-то эти товары покупает?

Горячая линия региональных отделений общества защиты прав потребителей мало что не разрывается от входящих звонков с просьбой разобраться в проблеме – было ли это десять или пятнадцать лет назад? Как видишь, прогресс есть, и это меня не может не радовать.

P.S. Я договорился с Владимиром об акции - "Задай вопрос юристу". Оставьте ссылку в своем блоге на этот пост и задайте в комментариях к этому интервью интересующий вас вопрос. В ближайшем посте я выложу ответы Владимира на ваши вопросы. Максимальное общее количество вопросов - 15.

P.P.S. Решил попробовать поработать с Блогуном. Узнать, насколько это оправдано.Блогун - монетизируем блоги

Бродячий Проповедник



---------------------------
Подпишись по RSS - не пропусти самое интересное! Я на Twitter - ты со мной? Реклама на блоге

Похожие статьи:



10 коммент.:

Allpa комментирует...

Хо-хо! Так это ТОТ САМЫЙ Владимир Беляев, о красивейшем пассаже с провайдером которого я не так давно наслаждалась в ЖЖ!
Представляешь, если бы КАЖДЫЙ проделывал то же самое, что и Владимир, когда на него наступал бы безграмотный и бездарный чинуша! Да у нас давно уже был бы коммунизм :)

Мда, есть у меня пара-тройка к Владимиру... надо сперва пост наваять, а потом уж обязательно :)

Тебе, дорогой, огромное спасибо - потрясающе интересное интервью с замечательным человеком и профессионалом. Решпект!
Надеюсь, сам-знаешь-кто оценит твой блог по достоинству :)

Unknown комментирует...

Спасибо за интересное интервью. Вообще, это отличная практика - блогоинтервью. К сожалению, работа требует моего возвращения, но как только - так сразу :)

Бродячий Проповедник комментирует...

Allpa, спасибо за хорошую оценку) Я с тобой полностью согласен, что мы сами развращаем чиновников и других паразитирующих элементов тем, что не хотим отстаивать свои законные права.

Бродячий Проповедник комментирует...

М.Врединка, а Вы не такая вредная как у Вас указано в нике))) Спасибо)

Unknown комментирует...

Бродячий Проповедник, а Вы не такой уж бродячий - вон, блого-домом обзавелись :)

Бродячий Проповедник комментирует...

М.Врединка, Бродячий я, Бродячий))) Скоро опять побреду)))

Unknown комментирует...

Бродячий Проповедник, вы бродячие артисты, вы в дороге день за днем. И фургончик в поле чистом, это ваш привычный дом. :))

Бродячий Проповедник комментирует...

М.Врединка, отличная песня, кстати))) Типа того)))

kaa комментирует...

) спасибо. подписался на сайте.

Бродячий Проповедник комментирует...

koshmar, всегда пожалуйста) Ресурс у него отличный)))

Отправить комментарий