Дешевый хостинг
августа 22, 2012

Скрытые послания

0 коммент.

Когда мы говорим что-то, то далеко не всегда имеем в виду то, что говорим. На поверхности одно, а в глубине — совсем другое. Это так называемые скрытые послания. С некоторыми скрытыми посланиями культура и традиция вполне справились, и большинство людей понимают, о чем в некоторых случаях идет речь.

Например, что имеется в виду, когда мама или жена громко говорит из кухни: «Ужин готов!»? Конечно, к этому можно отнестись, как к констатации факта. Вот только члены семьи почему-то чаще переводят эту фразу как «Пора есть!». Соответственно, «белье постирано» может быть расшифровано как «иди, развешивай».

Это простые примеры, устоявшиеся в культуре, и проблем они, как правило, не вызывают. Их можно условно назвать «культурно устоявшиеся скрытые послания». Но есть ситуации и сложнее... «Когда ты говоришь с людьми, ты никогда не задумываешься, каково им это слышать?» - формально вопрос, реально — нечто иное. Скорее, это «мне больно слышать то, что ты сейчас говоришь». Камень преткновения здесь - «мне больно».

Эти слова бывает трудно сказать, особенно человеку, перед которым страшно показаться уязвимым. Это частый прием — завуалировать под вопрос какие-то сложные чувства. Пусть догадывается другой, пусть становится уязвимым он.

Например, неприлично прямо высказывать чувство превосходства над другим — тогда можно задать каверзный вопрос. Вспоминаю ситуацию, когда один студент вдруг спросил меня на занятии по истории психологии.

- В каком году умер Юнг?

- Не помню, кажется, в конце 1950-х, - отвечаю я, внутренне напрягшись.

- В 1961!

Тут я разозлился.

- Если вы знаете, зачем вы спрашиваете?

- Так, просто захотелось узнать.

Это словечко «просто» нередко выдает человека с головой, подсказывая, что как раз не «просто», а специально. Это был очень много знающий, но не очень умный студент.

- Зачем вам «просто захотелось» узнать, знаю ли я дату смерти Юнга?

- Ну, вы же преподаете историю психологии, значит, должны знать...

- Дальше. Я не знаю точную дату смерти Юнга, и что это значит?

- Нет, я просто хотел...

- Какую свою потребность вы удовлетворили, получив ответ на «просто хотел?»

 В общем, «просто интересно» - агрессия, завернутая в оболочку невинного любопытства... Такого рода послания — скрытое выражение эмоций, которые невозможно выразить прямо.

«Мне кажется, я тебя не достоин» - «Я хочу расстаться».

 «Дело не в тебе, дело во мне» - «Хочу расстаться по-хорошему».

«Почему все мужики такие сволочи?» - «Я хочу быть с мужчиной, но не получается».

«У меня болит голова» - «Я хочу просто поспать сегодня, а не сексом заниматься».

«Иванов, ты сегодня превзошел сам себя» - «обычно ты хуже».

«Какой срач в нашей квартире!» - «Приберись, а?»

«Ты постоянно пропадаешь со своими друзьями!» - «Мне не хватает твоего внимания».

 Как можно попытаться донеси свою потребность до другого? Четыре способа прекрасно проиллюстрировал И.Ялом.

Например, от сквозняка вы озябли и захотели закрыть окно. Что можно сказать, какие есть способы?

Приказ: «Закрой окно!»

Якобы забота о другом: «Ты не хотел бы закрыть окно? Ты, наверное, замерз».

Прямая просьба: «Мне холодно, пожалуйста, закрой окно» (или «не возражаешь, если я закрою окно?»

Вопрос: «Почему это окно открыто?!»

Не всякие слова, обращенные к нам, имеют скрытое послание, иногда сигара — это просто сигара. Уж точно прямое выражение своих желаний таких подтекстов не имеет. В любом случае, читать мысли других людей мы не можем, а игра в угадайку чаще заканчивается неудачей. Имеет смысл прямо выражать свои желания и потребности — тогда есть вероятность, что их услышат.

Автор: Илья Латыпов

Бродячий Проповедник



---------------------------
Подпишись по RSS - не пропусти самое интересное! Реклама на блоге

Похожие статьи:



0 коммент.:

Отправить комментарий