сентября 06, 2009

Юмор в Церкви

3 коммент.

Юмор в ЦерквиЗдравствуйте, мои дорогие читатели. Сегодня я предоставляю слово гостю блога Путь Бродячего Проповедника студенту Православного Свято-Тихоновского Государственного Университета под ником @R.Schweppes (Твиплы - ищите его на Twitter). А тема поста весьма необычная. Итак, поехали...

Каждый из нас привык к юмору, смеху, остроумным высказываниям, к юмористическим телевизионным и радио-передачам. Светское общество всегда было толерантно к веселью: царей веселили скоморохи, актеры комедийных театральных постановок или видеофильмов поднимали настроение народу, а простолюдины каждодневно рассказывали друг другу анекдоты, пели смешные песни или частушки. И это считалось и считается нормальным явлением, если, конечно, юмор не выходит за определенные морально-нравственные рамки.

Но если мы попробуем оценить юмор с христианской позиции, даже скорее с современной церковной позиции, то ситуация, на первый взгляд, радикальным образом меняется. Юмор осуждается, начиная от суждения свт. Иоанна Златоуста о том, что Христос никогда не смеялся и заканчивая пунктом «проводил время в… шутках и смехе» из книги «В помощь кающимся» Игнатия Брянчанинова. Попробуем разобраться, какое у юмора место в Церкви, и есть ли оно вообще.

Начнем с разбора Священного Писания, потому что буквально с первых его страниц нам встречается так называемая божественная ирония. Стоит заметить, что в Большой Советской Энциклопедии ирония определяется как «одно из важнейших стилистических средств юмора». Но вернемся к книге Бытие: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт. 3:22).

Прп. Максим Исповедник так толкует этот отрывок: «Бог, как бы подыгрывая, иронизируя и упрекая, для обличения поверившего диаволу человека говорит во множественном числе: бысть яко един от Нас, [высказываясь] относительно мысли о Божестве, внушенной Адаму обманом змия. И нельзя думать, будто Писанию обычно чужд вид иронических высказываний. Ибо внимающий Писанию, глаголющему от лица Бога к Израилю: Аще пойдете ко Мне лукавыми и Аз пойду к вам лукавым (Лев.26:27), видит, что слово "лукавость" употребляется здесь в ироническом смысле...»

Есть и прямые указания на необходимость смеха и веселья в Священном Писании: «Видишь, Бог не отвергает непорочного и не поддерживает руки злодеев. Он еще наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием» (Иов. 8:20-21); «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета» (Еккл. 11:9-10).

Согласен, в Священном Писании нигде не сказано, чтобы Христос смеялся. Но ирония и даже прямые указания на необходимость веселья в жизни человека говорят о том, что Господь это допускает, ведь Священное Писание богодухновенно. Вопрос: для чего смех необходим человеку, или, в нашем случае, христианину?

На этот вопрос нам полностью отвечает Древний Патерик: «Один зверолов, увидев, что Антоний шутил с братиею, соблазнился. Старец, подозвав его, сказал: "Положи стрелу на лук твой и натяни ее". Он сделал так. Старец говорит ему: "Еще натяни". Тот натянул еще. "Еще тяни", – сказал Антоний. "Если я через меру натяну лук, то он переломится", – сказал охотник. "Так, – сказал ему Антоний, – и в деле Божием, если мы сверх меры будем напрягать силы братии, то они скоро расстроются. Посему необходимо иногда давать хотя некоторое послабление братии"». На мой взгляд, достаточно полный ответ.

Стоит сказать, что Антоний Великий – не единственный из раннехристианских аскетов, позволявших себе пошутить. Кстати, на эту тему в 1996 году Францисканцами была издана книга-сборник «Отцы-пустынники смеются». Начинается она так: «Здесь собраны забавные, смешные, но вместе с тем и поучительные истории, высказывания монахов-пустынников, живших в эпоху раннего христианства». Конечно, можно поставить под вопрос, действительно ли эти моменты имели место в истории Церкви. Но, если даже допустить, что эти случаи - выдумка, то их можно рассматривать, как хорошие, поучительные притчи.

Вот, например:

«Один монах был недоволен монастырским верблюдом. Старец ему сказал:

- Хоть он и ленив, но, тем не менее, работает целую неделю и ничего не пьет. А сколько людей на свете пьют и потом целую неделю не работают!»

Вообще, авторы раннехристианской церкви, о полемических трудах которых мы узнаем из более достоверных источников, могли использовать в своих спорах и высказывания в античном жанре псогоса, от греч. psego - ругаю, которые порой доходили то откровенных «подколок». Свт. Василий Великий: "Как же быть правой мысли у тех, у кого и ноги кривы?" Прп. Викентий Лиринский: "А с противоположной стороны какие-нибудь жабы, моськи, мухи издыхающие жужжат православным..." Так что и святые отцы могли высказать что-нибудь обидное для собеседника, но смешное для окружающих, или, в данном случае, для читателей.

Существуют примеры и среди русских святых-подвижников, которые не отвергали шутки, а относились к ним даже очень положительно.

Приведу фрагмент из жития прп. Серафима Саровского: «Сам о. Серафим, вспоминая свои молодые годы, говорил: "Вот и я, как поступил в монастырь-то... на клиросе тоже был, и какой веселый-то был,... бывало, как ни приду на клирос-то, братья устанут, ну и уныние нападает на них, и поют-то уж не так, а иные и вовсе не придут. Все соберутся, я и веселю их, они и усталости не чувствуют... ведь веселость не грех... она отгоняет усталость, да от усталости ведь уныние бывает, и хуже его нет, оно все приводит с собою..."»

Примечательны и наставления прп. Амвросия Оптинского, зачастую рифмованные и шутливые. К примеру, на вопрос: «Батюшка, как жить?» он обычно отвечал: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Действительно, прп. Амвросий обладал хорошим чувством юмора и притягивал людей тем, что мог добрыми шутками вызвать у них улыбку.

Итак, рассмотрев наиболее яркие цитаты из Священного Писания и фрагменты жизнеописаний святых, мы подошли к первому выводу: легкий юмор и ирония все-таки полезны и допускаются Богом в качестве послабления человеку и снисхождения к нашей немощной природе.

P.S. А в заключении хочу сказать, что монахи-пустынники с Ближнего Востока и Африки, наверняка, использовали в своем рационе бананы. И сегодня не возбраняется желающим поститься или просто сесть на диету и похудеть диета на бананах, к примеру.

Бродячий Проповедник



---------------------------
Подпишись по RSS - не пропусти самое интересное! Я на Twitter - ты со мной? Реклама на блоге

Похожие статьи:



3 коммент.:

Руслан комментирует...

Вспоминается забавная фраза:
"Архиепископ: христианский священник, достигший более высокого ранга, нежели Иисус Христос"

К сожалению, в жизни священники чаще ходят с постными рожами и выпроваживают из церкви за смех. Родственники тоже не понимают шуток про церковь. А религия, неспособная посмеяться над собой, умирает. По крайней мере, в сердце такого человека.

Бродячий Проповедник комментирует...

Руслан, да тут не о религии смех. Тут речь идет о том, что нельзя постоянно быть серьезным - иначе можно съехать с катушек. Надо давать себе и отдых.

Kiska комментирует...

buy viagra
Добрый день. замечательная статья, спасибо огромное:-)
viagra online
... Интересный сайт хорошо описали
generic viagra

Отправить комментарий